Природные условия и население Древней Италии. Периодизация истории Древнего Рима


Общая характеристика древней Италии. Если Средиземноморье по праву считается одним из самых благодатных мест на свете, то Италию можно назвать жемчужиной Средиземноморья. Рассказ об этой стране у всех античных и многих современных писателей напоминает восторженный панегирик. Обращаясь к ней, Вергилий, самый блистательный из римских поэтов, писал:

«Здравствуй, Сатурна земля, великая мать урожаев!

Мать и мужей».

Великолепное географическое положение, богатство природными ресурсами, необходимыми для занятий земледелием, прекрасный климат - все это еще в глубокой древности сделало Италию самой процветающей и многолюдной страной Средиземноморья, да и в наши дни численностью населения она превосходит все остальные страны Средиземноморья, включая и те из них, что гораздо обширнее ее по территории.

В то время как в Балканской Греции только пятая часть всей страны могла быть использована для земледелия, что достаточно типично для Средиземноморья, в Италии - более половины. Неудивительно поэтому, что многие античные писатели называли Италию страной изобилия, уподобляли ее «сплошному фруктовому саду». Да и в наше время Италию называют главным садом Европы. По сбору урожая оливок она занимает второе место в мире (после Испании), а по сбору винограда и производству вина делит вместе с Францией первое и второе места.

Италия состоит из двух частей: материковой, расположенной в долине реки По (древний Пад) у подножья самых высоких в Европе Альпийских гор, и Апеннинского полуострова, узкого и длинного, напоминающего по форме сапожок. К югу от него простирается обширный остров Сицилия, отделенный от Италии узким Мессинским проливом. Фактически он представляет собой продолжение и часть Апеннинского полуострова.

Географическое положение Италии. Если посмотреть на карту, то сразу бросается в глаза, что Апеннинский полуостров с Сицилией занимают центральное положение в Средиземноморье, отделяя его западную часть от восточной, поэтому из Италии одинаково легко добраться до любой области этого региона. Со временем такое стратегически выгодное положение страны обеспечило римлянам наилучшие условия для их завоеваний в Средиземноморье и для контроля захваченных областей.

Альпы, защищающие Италию от холодных северных ветров, не были непреодолимым препятствием ни для передвижений народов и армий, ни для торговли. Через горные перевалы на северо-западе и северо-востоке Италия была связана целой сетью торговых путей с обширными областями, расположенными в бассейнах Рейна и Дуная.

В то же время через Сицилию, находившуюся всего в 160 километрах от африканского побережья, Италия была тесно связана с Африкой. Апеннинский полуостров, вытянувшийся на целую тысячу километров с северо-запада на юго-восток, всего лишь на 70 километров отстоит от западного побережья Балканского полуострова. Поскольку древние мореходы предпочитали не терять землю из виду, то самые удобные пути для торговых и военных кораблей, плывших из Европы в Африку или из Греции в Испанию, проходили вдоль Италии и Сицилии.

Таким образом, географическое положение Италии было очень выгодным, поскольку она находилась на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, представляя собой как бы колоссальный мост, соединяющий Европу с Африкой, Западное Средиземноморье с Восточным .

Однако эти преимущества могли быть использованы обитателями Италии только со временем. В начале I тыс. до н.э. страна, расположенная вдали от центров древних цивилизаций Востока, была глухим углом Средиземноморья. Да и впоследствии она имела тенденцию к изоляции и консерватизму, поскольку была в избытке обеспечена природными ресурсами, но из-за нехватки удобных гаваней и развитой системы островов слабо связана с морем. Италия долго оставалась сравнительно отсталой крестьянской страной, расположенной на периферии процветающего передового греческого и эллинистического мира.

Основные области древней Италии. Италия была расположена не только на стыке важнейших морских и сухопутных путей, но и на стыке двух разных миров: мира Западной Европы и мира Средиземноморья. По природно-климатическим условиям и облику своих обитателей долина реки По больше походила на Западную Европу, чем на Южную, а Апеннинский полуостров был частью Средиземноморского мира. Италия, таким образом, была как бы миниатюрной копией всей Римской державы.

По - большая, полноводная судоходная река, крупнейшая в Италии, вместе с многочисленными притоками течет по самой обширной в Средиземноморье плодородной равнине, которая в глубокой древности была покрыта густыми дубовыми лесами. На обширных пастбищах и заливных лугах паслись большие стада крупного рогатого скота и лошадей, а на лесных опушках стада свиней, питавшихся желудями.

К началу нашей эры, когда на месте многих лесов появились поля, сады и виноградники, эта область стала житницей всей Италии, снабжая ее пшеницей и мясом, и остается ею до сих пор.

Климат в Северной Италии не средиземноморский, а умеренный, как в странах Западной Европы, правда, в смягченном варианте: зима не такая холодная, как за Альпами, а лето не очень жаркое из-за близости Средиземного моря.

Галлы, населявшие долину реки По с конца V в. до н.э., по облику и образу жизни сильно отличались от жителей Апеннинского полуострова и вплоть до римского завоевания были теснее связаны со своими собратьями за Альпами, чем с соседями в Центральной и Южной Италии. Разница во внешнем облике и быте обитателей севера и юга страны сохраняется и в наши дни. По имени населявшего ее народа Северная Италия называлась римлянами Галлия Цизальпинская , то есть «Галлия по сю сторону Альп». А страна, находившаяся по другую сторону Альп, на месте современной Франции, получила название Галлии Трансальпинской

Вдоль всего Апеннинского полуострова, ближе к его восточному побережью, протянулись невысокие Апеннинские горы. Вместе с отходящими от главного хребта отрогами Апеннины занимают бóльшую часть полуострова. Они не являются такими крутыми и каменистыми, как горы Балканского полуострова, и никогда не были препятствием для купцов и пастухов, а в горных долинах и холмистых предгорьях земледельцы собирали богатые урожаи.

Восточное засушливое побережье узкой полосой простирается между Апеннинами и морем. На нем нет почти ни одной удобной для мореходов бухты, к тому же около берега масса песчаных отмелей, очень опасных для мореплавателей. Небольшие несудоходные реки, впадающие в море южнее По, летом нередко полностью пересыхали и могли использоваться вместо дорог. Этот бедный, отсталый, слабо связанный с окружающим миром район был задворками Италии.

Балканская Греция обращена лицом к востоку, а Италия - к западу . Самые плодородные, густо населенные области Апеннинского полуострова находятся на его западном побережье. Как и повсюду в Средиземноморье, они меньше страдают от засухи, чем районы, расположенные на восточном побережье, поскольку тучи, несущие дождевую влагу, обычно идут с запада со стороны Атлантического океана и, наткнувшись на горные хребты, проливаются дождями.

На западном побережье находится несколько удобных для кораблей бухт, и море здесь более тихое и приветливое. В него впадает несколько больших рек, которые в древности были полноводными и судоходными. Наиболее крупная из них - Тибр, протекающий в центральной части Апеннинского полуострова.

Самыми благодатными областями Италии были три обширные холмистые равнины Западного побережья с очень плодородной вулканической почвой: к северу и западу от Тибра лежала Этрурия (современная Тоскана), к югу - Лаций , а еще южнее, в районе Неаполитанского залива, Кампания .

Этрурия славилась избытком плодородной земли и воды: из-за многочисленных рек, ручьев и болот ее обитателям приходилось заботиться не столько об орошении, сколько об осушении почвы. Она считалась также кладовою металлов для всей страны: там добывали лучшее в Италии железо, а также медь и такой редкий металл как олово.

Кампанию называли Счастливой Кампанией (букв. Счастливой страной полей). Она была самым благодатным местом во всем Средиземноморье. Удивительное сочетание плодороднейшей почвы и чудесного мягкого климата позволяло в течение года снимать с ее полей не один-два, как в других местах, а три-четыре богатейших урожая. Самые лучшие в Италии сорта пшеницы, винограда и маслин росли в Кампании, самые богатые и цветущие города страны, как, например, знаменитая роскошью Капуя, находились на ее территории.

На побережье Кампании было немало удобных для мореплавателей бухт и заливов, подальше от берега - масса теплых термальных источников, полезных для здоровья. Неудивительно, что долгое время Кампания была яблоком раздора для многих местных и пришлых племен и народов, желавших утвердиться на ее благодатной земле, а когда она оказалась под властью римлян, то превратилась в область, где располагались фешенебельные курорты и виллы самых влиятельных и могущественных аристократов и даже императоров.

Плодородный Лаций, находившийся в самом центре Апеннинского полуострова, не обладал ни залежами металлов, как Этрурия, ни таким благодатным климатом, как Кампания, но зато располагался на пересечении важнейших сухопутных, речных и морских путей, соединявших северные и южные, приморские и внутренние области страны. Лаций занимал такое же положение по отношению к Италии, как та - по отношению ко всему Средиземноморью. В самом же Лации самое выгодное местоположение было у Рима , быстро превратившегося в один из самых крупных городов Италии.

Южное побережье Италии называли Великой Грецией , поскольку на плодородных приморских равнинах находились греческие полисы, основанные во время Великой греческой колонизации. Самым большим и могущественным из них был Тарент, славившийся ремеслом и торговлей, многочисленностью и зажиточностью граждан.

Население Италии в эпоху античности Италия с населением в 7-8 миллионов человек была самой многолюдной страной Средиземноморья, местом обитания множества разных племен и народов.

Большую часть Апеннинского полуострова к началу I тысячелетия занимали италики, переселившиеся туда, как предполагают, со своей прародины в Подунавье. Они разделялись на множество племен, говоривших на близких друг другу языках. К ним принадлежали латины, поселившиеся в холмистом Лации, сабины, жившие к северу от них в каменистых предгорьях Апеннин, и оски, утвердившиеся в Кампании.

В горах центральной части Апеннин напротив Лация и Кампании жили племена скотоводов и земледельцев, объединявшиеся в союзы. Самым сильным из них был Самнитский, поэтому и вся эта область называлась Самний .В горах южной Италии напротив Великой Греции жили луканы и бруттии.

Эти родственные племена принадлежали к разным мирам: к середине I тысячелетия до н.э. у оседлых земледельцев, латинов и осков, уже были города - государства, письменность и законы, а горцы, самниты, луканы и бруттии, жили по старинке суровым племенным бытом. У воинственных горцев не было ни городов, ни государства. Бόльшую часть времени они проводили с вечно переходящими с места на место стадами. Скудные доходы они часто пополняли за счет разбоя, нападая на богатых соседей, живших на плодородных равнинах.

Самым передовым и культурным народом Италии были греки, жившие в Великой Греции и Кампании. Их города-государства к середине I тысячелетия до н.э. достигли высочайшего расцвета и процветания и даже затмили богатством, красотою и роскошью собственные метрополии. Греческие законодатели, философы и ораторы родом из Италии были украшением и славой всего эллинского мира.

Мало в чем уступали грекам загадочные этруски , поселившиеся около VIII в. до н.э. на обширной равнине Этрурии. До сих пор неизвестно, откуда они пришли. Многие современные ученые связывают их происхождение с Малой Азией. Поскольку письменность этрусков расшифровать пока еще не удалось, остается неясным, к какой языковой семье принадлежит этрусский язык.

12 богатых этрусских городов-государств составляли единый религиозный союз. Этрусские аристократы, лукумоны, владели большими поместьями, в которых трудились зависимые, фактически крепостные крестьяне. Этрурия славилась на всю Италию своими ремесленниками (особенно мастерами по металлу), художниками и скульпторами, жрецами-прорицателями, купцами и пиратами.

Этруски стремились подчинить своему влиянию и колонизовать самые богатые области Италии. К V в. до н.э. они основали множество колоний в долине реки По и в Кампании, установили контроль над многими городами-государствами Лация. В союзе с могущественным Карфагеном они вели успешную борьбу с греками, также стремившимися расширить владения в Италии и на близлежащих островах - Сицилии, Сардинии и Корсике.

Но с V в. до н.э. успехи этрусков сменяются неудачами. Они теряют влияние на Лаций и Кампанию, а в начале следующего столетия вынуждены покинуть Северную Италию, которую захватили племена кельтов (галлов) .

Галлы, долгое время сохранявшие суровый родовой быт и страсть к войнам и грабежам, в IV в. до н.э. начинают совершать опустошительные набеги на Этрурию и другие области Италии. В это же время резко активизируются самниты, луканы и бруттии, грабившие и разорявшие Кампанию и Великую Грецию. Мир античной цивилизации оказался под угрозой.

Однако к середине III в. до н.э. эта угроза исчезла благодаря завоеванию всего Апеннинского полуострова Римом. В начале II в. до н.э. римляне окончательно завоевали Цизальпинскую Галлию. Цивилизация победила варварство.

Постепенно на всей территории этой обширной страны устанавливаются мир, покой и процветание. Но ценою этого было исчезновение к началу нашей эры множества народов, языков и культур. Все обитатели Италии становятся римлянами, говорят по-латыни и мало чем отличаются друг от друга.

Единственным исключением из общего правила были греки, жившие в Кампании и Южной Италии. Все они в I в. до н.э. стали римскими гражданами, но сохранили в своих городах родной язык, обычаи и традиции. Вплоть до XVIII в. разговорным языком в некоторых областях Южной Италии оставался греческий.

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Финикия - посуда (иллюстрация 3).

Б) Древний Рим - убийство Цезаря (иллюстрация 1).

В) Ассирийское государство - крылатый бык (иллюстрация 2).

Г) Древний Египет - извлечение сердца в загробном мире Анубис (иллюстрация 4).

Таким образом, А - 3, Б - 1, В - 2, Г - 4.

Ответ: А - 3, Б - 1, В - 2, Г - 4.

Ответ: 3&1&2&4

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Из той части первоначальной материи, которая носилась ещё между небом и землёю, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела - солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг.

Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Сате, день, светлая половина мира, и Гаттар, ночь, мрачная половина мира.

Пояснение.

Бог Ра - Египет.

Ответ: Г.

Ответ: Г

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Плебеи, Посейдон, Ниневия, строительный кедр, дао, Тот.

Объясните смысл этого слова.

Пояснение.

1. Соответствие тем и слов: для темы А - строительный кедр, Б - плебеи, В - Ниневия, Г - Тот.

2. Объяснение смысла слов:

строительный кедр - ценная древесина, поставляемая финикийцами в соседние страны;

плебеи - первоначально неполноправные (незнатные) жители Древнего Рима (ранней Римской республики);

Ниневия - столица Ассирийского государства;

Тот - бог мудрости в Древнем Египте.

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Разливы Нила, изобретение фарфора, пиратство, укрепление армии царём Тиглатпаласаром III, возвышение Гая Юлия Цезаря, деятельность «отца истории» Геродота.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - пиратство; Б - возвышение Гая Юлия Цезаря; В - укрепление армии царём Тиглатпаласаром III; Г - разливы Нила;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

Пояснение.

А) Финикия - красный.

Б) Древний Рим - черный.

В) Ассирийское государство - зеленый.

Г) Древний Египет - синий.

Пояснение.

Влияние геграфической среды на занятия и быт людей в древних классовых обществах

ТИПЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Древневосточный
(долины больших рек)
Древнегреческий Древнеиталийский
Земледелие Земледелие (зерновое хозяйство овощеводство, виноградорство) стало главным занятием под влиянием благоприятных факторов:

1) жаркий климат;

2) мягкие и плодородные почвы;

3) полноводные реки (разливы, восстанавливающие плодородие почв; возможности для орошения). Неблагоприятные для земледелия факторы:

1) отсутствие дождей в период созревания злаков;

2) перенасышение влагой одних участков и недостаточное насыщение ею других в результате разлива.

Жаркий климат благоприятствовал виноградарству и оливководству. Неблагоприятные для зернового хозяйства факторы:

1) неплодородные почвы;

2) малоземелье,

3) засуха в период созревания хлебов;

4) отсутствие рек, пригодных для орошения.

Жаркий климат, обилие (сравнительно с Грецией) земель, годных для обработки, равномерно выпадающие осадки благоприятствовали выращиванию зерновых, винограда, оливок, овощей и фруктов.
На развитие земледелия большое влияние оказало появление железных орудий
Скотоводство Развитию скотоводства благоприятствовало обилие дикорастущих растений, шедших на корм животным
Корма (в том числе дикорастущие) были в избытке. Это способствовало разведению различных животных: быков, ослов, буйволов, овец, коз, свиней и др. Кормов для крупного рогатого скота не хватало. Мелкий скот пасся на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья. Корма были в избытке (скот пасся на подножном корму круглый год).
Ремесла Наличие полезных ископаемых (глины, камня, руд) способствовало развитию гончарства, строительства, обработки металлов
Обмен Судоходные реки способствовали развитию обмена между различными областями страны. В Южном Междуречье природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором одни продукты (зерно, финики, шерстяные ткани) производились в избытке и частично предназначались для обмена на другие, вывезенные из чужих стран (металлы, лес, камень). Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятствовали развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т. д. Морское положение благоприятствовало развитию торговли. Однако незначительное число островов близ берегов Италии затрудняло мореплавание. У римлян обеспеченность плодородными землями и сырьем не вызывало острой необходимости в обмене с соседними народами. Поэтому римляне первоначально мореплавателями не были (до III в. до н. э.)
Быт Одежда сравнительно с северными странами была более легкой, оставляла открытой значительную часть тела. Окна в жилищах были невелики (иногда отсутствовали), что создавало внутри дома прохладу и сумрак. Люди проводили много времени во внутреннем дворике, в саду подле дома, на его крыше. Вставали рано, в жаркие

часы дня отдыхали

Природные условия Италии.

Климат. Поскольку территория Аппенинского полуострова вытянута с С на Ю (900 км), разный – от субконтинентального до субтропического. Сейчас около 90 дождливых дней в году, раньше было больше, т.к.

Было много лесов. Сейчас они все вырублены.

География.

Моря. Лигурийское, Тирренское (З), Адриатическое (В) и Ионическое (Ю) моря. Из любой точки п-ова до моря не более 220 км. При этом осторовов мало (Сардиния, Эльба, Капри и Корсика с З, Сицилия с Ю). Нет и удобных бухт (только в Кампании и на Ю), береговая линия развита слабо => невозможно каботажное плавание => нет предпосылок для развития торговли, хотя мореходство кой-какое есть. Сицилия – геологическое продолжение п-ова, расположена близко к Африке.

Горы. Альпийская и Аппенинская горные системы. Альпы изолируют п-ов с севера, хотя и не являются непреодолимой преградой. На самом п-ове гор мало (Аппенины тянутся с севера на юг и чем дальше тем менее высоки) => предпосылки для образования Империи. Полезных ископаемых меньше, чем в Греции, но они есть, особенно на севере. Есть действующие вулканы (Везувий, Этна).

Почвы. Замечательные, т.к. вулканические (Лаций), черноземные (Апулия) и красноземные (Этрурия). Недаром – буколики и георгики. Юг славится пастбищами. Растет все, кроме бананов. Водится все, кроме единорогов. В море – рыба и моллюски. Хорошие почвы, наличие ископаемых и леса позволяют жить замкнуто, без торговли.

Реки и озера. Рек много. В древности были более полноводны, особенно в период таяния снегов. Padus, Arnus, Tiberis, Aufidus. Озера есть тоже, основные – Тразименское в Этрурии, Регильское и Альбанское в Лации.

Население Италии. Населена с палеолита. Энеолит начался в 3000. Во 2000 – уже бронза (Террамара на С, Аппенинская культура на Ю). В начале 1000 – железо (на С – Вилланова, на Ю – Голасеки, Торре Галли). Первые города, разрыв родовых связей. Романизации Италии в результате Римского завоевания.

Лигуры. Изначально тут живут, а с железгым веком оттесняются на СЗ и там замкнуто существуют, не развиваясь. От них мало чего осталось.

Италики. Пришлый народ (двумя волнами во 2000; либо с севера, либо из Придунавья, либо по Адриатике (эта версия господсьвует)). Индоевропейцы (латино-сикульская и умбро-оскско-сабелльская группы). Латины, сабины, вольски, эквы, умбры, пицены, авзоны, луканы, брутии, самниты, венеты.

Кельты (Галлы). В сер. 1000 приходят с севера.

Пуны. Финикийцы, живут в Карфагене, с IX в. активно осваивают Сицилию и Тирренское побережье.

Эллины. Переселяются в ходе ВК и теснят иллирийцев.

Этруски. Отдельная песня. Появляются на рубеже VIII-VII вв. Самоназвание – расены, римляне называли этрусками (тусками), греки – тирренами. Много памятников маткультуры (в осн. - некрополи с богатым захоронением), до 11 000 инскрипций. Легко читаются, но смысл неясен. Этрусская проблема.

Периодизация.

1. VIII-VI вв. Царский Рим (753-510 гг. до н.э.); военная демократия.

2. V-III вв. Ранняя республика (509-265 гг. до н.э.); формирование civitas и завоевание Италии (складывание Римско-Италийского союза).

3. III-I вв. Поздняя республика (264-27 гг. до н.э.)

a. III-130-е Период завоевания большей части Средизменоморья; расцвет рабовладения.

b.130-е-I в. Гражданские войны; падение Республики, образование империи; рабские восстания.

4. I-III вв. Ранняя Империя (27 г. до н.э. – III в. н.э.). Принципат.

a. 30 до–14 по Принципат Августа; реакция и организация Империи.

b.14-69 Юлии-Клавдии; рост республиканской реакции, террор, гражданская война 68-69.

c. 69-161 Флавии и первые Антонины; расцвет принципата.

d.161-284 Последние Антонины; гражданская война 193; Северы; военизация принципата; его упадок.

5. III в. Кризис III в.

6. III-V вв. Поздняя Империя (284 – 476 г.). Доминат.

a. 284-337 Диоклетиан и Константин.

b.337-476 Варвары, рабы и падение Империи.

Спорные вопросы. Главный – с какого момента начинается Империя? 1. С Суллы, т.к. он первый бессрочный диктатор и власть его по сути монархическая. 2. С Цезаря, т.к. он фактический основатель Империи 3. С Августа, т.к. он закончил Гражданские войны и начала править по-настоящему; если с Августа, то с какого года? 1. 31 – битва при Акции, в которой Август побил Антония 2. 30 – когда Антоний перекинулся 3. 27 – после известных событий?

География

Рим является одним из древнейших городов в мире. Когда-то он был столицей Римской империи, а ныне - столица Италии. Часто говорят, что Рим - «вечный город» и к нему «ведут все дороги».

Этот древний город располагается рядом с западным побережьем Центральной Италии в 24 км от места, где река Тибр впадает в Тирренское море. Его территория занимает холмистую местность, недаром говорят, что Рим - «город на семи холмах». А именно на холмах: Капитолийском, Квиринальском, Виминальском, Эсквилинском, Целийском, Авентинском и Палатинском. Река Тибр делит город на 2 части.

Столицу Италии обслуживают международные аэропорты Фьюмичино (аэропорт имени Леонардо да Винчи) и Чампино. Отсюда осуществляются прямые рейсы в Россию, продолжительность перелёта из Москвы составляет примерно 4 часа. Аэропорт Фьюмичино расположился в 35 км от центра города. Удобнее всего уехать из него на скоростном поезде, который ходит до центрального вокзала города - Термини. Можно также взять такси. Кроме того в столице весьма развита сеть маршрутных автобусов, есть метрополитен.

Часовой пояс Рима - GMT+1 (- 2 часа с Москвой).

Климат

Климат Рима является средиземноморским субтропическим. Лето здесь, как правило, длительное и жаркое, средний показатель дневной температуры воздуха достигает +27…+30 °С. Зима в городе достаточно мягкая и дождливая, столбик термометра колеблется около отметки в +11…+12 °С.

В летнее время в Риме дует жаркий сухой ветер сирокко, в это время температура воздуха может достигать +35 °С.

Тема урока : Древнейший Рим.

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

    сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;

    опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

    способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

    способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

    содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

    воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-презентация.

Методы ведения урока:

    Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

    Методы стимулирования (новизна, занимательность);

    Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос) и др.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, рабочие тетради, презентационный материал, компьютер.

Новые термины и понятия:

Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

Структура урока

Этапы

Время

Организационный этап

Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

Этап постановки цели

4.1.

4.2.

4.3.

Этап усвоения новых знаний

Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима

Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Легенда об основании Рима

Город на семи холмах и его обитатели

Управление в Древнейшем Риме

28,5

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала (проводится в форме вопросов и проблемных задач после изучения каждого раздела темы урока )

Этап закрепления новых знаний

Этап подведения итогов урока

Этап информации и инструктажа домашнего задания

Оборудование урока

    Рабочие тетради

    Учебники

    Компьютер и мультимедийная презентация

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап

    Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    Определение отсутствующих.

    Проверка внешнего состояния классного помещения.

    Проверка подготовленности учащихся к уроку.

    Организация внимания.

Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку.

На экране появляется урок-презентация.

2. Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

Задания выводятся на экран.

- Задание №1.

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные события периодов уже изученных. Поэтому я подготовила небольшую викторину для вас. Работа простая, на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (см. слайд1)

- Задание №2.

А это слова, которые мы будем использовать на сегодняшнем и дальнейших уроках. Эти слова были изучены вами на предыдущих уроках, поэтому вашей задачей будет – вспомнить их и вспомнить страну, где использовались эти слова. (см.слайд 2)

3. Этап постановки цели урока.

Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.

(см. слайды 3 и 4)

4. Этап усвоения новых знаний.

4.1.Географическое положение и природно-климатические условия

Древнего Рима

(Работа с картой на стр.203 и на экране диапроектора.

После демонстрации географических объектов дети находят эти же объекты на карте в учебнике) (см. слайды 5, 6)

Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским.

А какой уже вами изученный полуостров связан с морями Средиземного моря?

(Балканский)

Какие государства на этом полуострове вам знакомы?

Греческие государства(Эллада: Афины, Спарта, Олимпия, Беотия, Фессалия и др.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Вспомните какими видами сельского хозяйства занимались жители Древней Греции?

(выращивание оливок и виноградарство)

Почему там не занимались выращиванием зерновых культур?

(Не было природных возможностей: горы, мало пресной воды, мало равнин)

На севере в горах было много полезных ископаемых: строительный камень, металлы.

Вывод: Попытайтесь объединить полученные знания и сделать вывод об условиях жизни и хозяйствования на Апеннинском полуострове, Сравнитеэти условия с условиями Балканского полуострова.

4.2.Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Работа в тетради: выписать в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров (этруски, умбры, латины, самниты, апулы)

Какое из племен занимало большую территорию? (этруски)

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения. (См.слайд 7)

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами. (см.слайд 8)

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)

4.3.Легенда об основании Рима

Работа по учебнику : читать вслух «Легенду об основании Рима» (стр. 204 – 206).

После прочтения ответить на вопросы: (см.слайд 9)

1. Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)

2. Как звали царя правящего в одном из латинских городов? (Нумитор)

3.Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? (Он был злой и завистливый. Амулий отнял власть у Нумитора, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой)

4. А кто такие весталки? (Это жрицы богини огня и домашнего очага Весты)

5. Так как же звали богиню, покровительствующую домашнему очагу и семье ? (Веста)

6. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ро мул).

7. Как вы думаете, почему Амулий решил избавиться и от этих крохотных детей? (боялся, что когда они вырастут, то начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)

8. Как звали бога войны у латинов? (Марс)

9. А как звали бога войны у древних греков? (Зевс)

10. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

11. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)

12. Приходилось ли вам слышать о подобном братоубийстве в других религиях, в других легендах? (да, в христианстве каин убивает своего брата Авеля).

13. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)

14. Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома – именно так звучало имя Ромула)

15. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)

16. Зачем ликторы носили с собой всегда связку прутьев и топор? (так как царь мог в любой момент приказать выпороть, или даже отрубить голову провинившимся)

17. Как вы считаете, такая власть могла нравиться народу? Почему?

Работа в тетради: Выписать в тетрадь основные понятия: (см. слайд 11)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники сопровождавшие царя.

4.4.Город на семи холмах и его обитатели

Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э.

Работа у доски по ленте времени:

Ребята, элементы урока истории у нас уже был, литературы и письма тоже, а теперь давайте проведем минутку математики.

Дана задача. Условия задачи таковы: (см. слайд 12)

Сейчас 2009 год.

Рим основан в 753 году до н. э.

Лукоянов получил статус уездного города в 1779 году.

По ленте времени надо ответить на три вопроса:

    Сколько лет сейчас Риму?

    Сколько лет городу Лукоянов?

    На сколько лет Лукоянов младше Рима?

1)2010 +753 = 2763 (лет) г.Риму;

2)2010 – 1779 = 231(лет) г. Лукоянову;

3)2763 – 231 = 2532 (года) г. Рим старше г. Лукоянова.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА (см. слайд 13,14)

Мы решали и писали,

Дружно мы тихонько встали.

Раз, два – потянулись,

Три, четыре – улыбнулись,

Пять, шесть – все встряхнулись,

Семь, восемь – повернулись.

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

(см. слайд 15)

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился.

Запишите дату основания Рима и названия холмов в тетрадь. (см.слайд16)

Римские холмы:

Палатин;

Авентин;

Капитолий;

Целий;

Виминал;

Квиринал;

Эсквилин.

Работа по учебнику: прочтите текст на стр. 207 до пункта 3 и скажите, чем занимались римляне, что они выращивали и где жили? (см. слайд 17, 18,19)

4.5.Управление в Древнейшем Риме (см. слайд 20)

Римский народ делился также на патрициев и плебеев . Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Записать слово в тетрадь: патриции – потомки коренных жителей Рима. (см. слайд 21)

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

Записать слово в тетрадь: плебеи – переселенцы из разных частей Италии. (см. слайд 21)

Управлять Римом могли только патриции. Старейшие представители родов заседали в сенате.

Высшая власть, принадлежа Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев.

Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве:

    Выбирало царя, правившего пожизненно;

    Объявляло войну;

    Заключало мир;

    Ведало государственной казной и сбором налогов.

По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах).

Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество.

Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии вы узнаете на следующем уроке.

5. Этап закрепления знаний учащихся.

Чайнворд (см. презентацию) (см.слайды 22,23)

Вопросы чайнворда:

1.Бог войны у римлян (Марс);

2.Совет, в котором заседали старейшины родов (сенат);

3.Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);

4.Легендарный основатель Рима (Ромул);

5.Воин из охраны царя (ликтор).

Викторина (см. Презентацию) (см.слайды 25, 26)

6. Вывод по уроку.

Выставление оценок.

Рефлексия учащихся (метод «светофор»).

7.Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Задание на дом: (см. слайд 24)

    Изучить материал параграфа 44.

    Выучить новые слова.

    Ответить на вопросы после параграфа.







2024 © vadimavva.ru.