Педагогический проект по обучению грамоте «От звука к слову. Проект по обучению грамоте "игры со словом" Как оформить проект по обучению грамоте


Педагогический проект по обучению грамоте

на тему:

«Игры со словом»


Загребельная Людмила Алексеевна

Оренбург

2015

Содержание

    Пояснительная записка

    Содержание работы по проекту

    Заключение

    Литература

    Приложение к проекту

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Игры со словом»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Проект разработан

Загребельная Людмила Алексеевна, педагог дополнительного образования

Участники проекта

Педагог дополнительного образования, дети старшего дошкольного возраста, родители

Возраст обучающихся

Старший дошкольный возраст

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

Исследовательский,

Творческий,

Практико-ориентированный

По количеству детей, вовлеченных в проект:

Групповой

По продолжительности:

Краткосрочный

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи проекта

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение

Учебно-методическое:

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «От А до Я»

Конспекты познавательных бесед

Дидактические игры

Наглядный и демонстрационный материал

Требования к уровню подготовленности воспитанников

Должны уметь:

Составлять предложения;

Членить предложения на слова;

Соотносить буквы и звуки;

Называть звуки и слоги в словах;

Находить слова с определённым звуком;

Определять место звука в слове;

Проводить звуковой анализ слова;

Владеть основами плавного слогового чтения.

Требования к уровню подготовленности педагога

    Наличие практического опыта.

    Позитивная Я-концепция.

    Целеустремлённость и настойчивость.

    Зрелость (чёткое знание своих целей и задач).

    Эмоциональная стабильность.

    Чуткость.

    Креативность.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагога

Систематизация работы по использованию игр на занятиях по обучению грамоте

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.

Продукты деятельности педагога:

    Игры и упражнения по обучению грамоте

    Наглядно-демонстрационный материал к играм и упражнениям

    Фото альбом «Разноцветный алфавит»

Результат деятельности детей

Положительное отношение к занятиям по обучению грамоте;

Сформированность первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

Умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;

Интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп речи.

Умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, правильное построение предложений;

Успешность ребенка в творческом самовыражении.

Продукты деятельности детей:

    Оформление выставки «Разноцветный алфавит»

Этапы работы над проектом

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно-методическое

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

Разработка учебно-методического комплекта:

Подборка игр и упражнений;

Подготовка демонстрационного и наглядного материала;

Направление деятельности: мотивационно-целевое

Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету обучение грамоте

Форма организации:

    Игровые задания на выявления творческих способностей детей.

    Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

    Беседы с детьми.

    Создание проблемных ситуаций.

    Дидактические игры и упражнения.

    Консультирование родителей

Направление деятельности: практико-ориентированное

Форма организации:

Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры направленные на:

Развитие навыков звукового анализа,

Умение составлять прямые и обратные слоги;

Умение детей делить слова на слоги;

Умение составлять предложения, объединенные тематически;

Воспитание речевого внимания;

Развитие речевого аппарата, отработку дикции;

Совершенствование навыков звукового анализа;

Закрепление умения детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

Направление деятельности: практическое

Форма организации:

    Работа над выставкой «Разноцветный алфавит»

    Фотоальбом проделанной работы

Пояснительная записка

Педагогический проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.

В проекте представлен материал из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.

Данный материал разработан и составлен педагогами школы раннего развития «АБВГДЕЙка». Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению с детьми дошкольного возраста.

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма .

Цели и задачи проекта

Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи:

Подготовка к обучению грамоте

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

Формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;

Выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;

Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Планируемые результаты

В ходе реализации проекта у детей сформируются первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят. Научатся проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов. Выработают правильную дикцию, силу голоса, темп речи. Научатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Работа с родителями

    Участие в совместных мероприятиях.

    Оформление выставки детских рисунков «Разноцветный алфавит».

    Посещение родителями занятий по обучению грамоте

    Проведение консультаций для родителей «Игры со звуками и буквами»

Содержание работы по проекту

Неделя/ занятие

Основные виды деятельности

Цель

Первая неделя

1-е занятие

Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться»

Вызвать у детей интерес к обучению

2-е занятие

«Угадай слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Вторая неделя

3-е занятие

«Красный - белый»

«Звуковые матрешки»

Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

4-е занятие

Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»

«Нужные знаки»

Третья неделя

5-е занятие

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»,

«Веселый поезд»,

«Назови слова, в которых второй (третий) звук гласный (согласный)»

6-е занятие

1.Викторина «Игры со словом».

2. Выставка детских работ «Разноцветный алфавит»

1.Закрепление звукобуквенного анализа.

2. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

Заключение

Педагогический проект «Игры со словом» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Выявлена динамика активности детей на занятиях.

Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и позволяет создать положительное отношение к обучению.

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

Список используемой литературы

    Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.

    Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»

    Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.

    Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.

    Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.

    Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

    Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

    Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

приложение


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга

Конспект познавательной беседы

«Зачем мне учиться»


Загребельная Л.А.,

педагог дополнительного образования

Цель: сформировать положительное отношение к обучению, к занятиям по обучению грамоте.

Задачи:

Развитие осознанного отношения к учебе;

Воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

Способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Ход занятия:

Здравствуйте, мои маленькие друзья! Сегодня мы с вами будем говорить об учебе. Ребята, как вы считаете, зачем надо учиться?

Ответы детей (что быть грамотным, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.)

А теперь я отвечу на вопрос: «Для чего человек учиться? » Послушайте меня внимательно. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду знает, что хлеб добывают в поте лица… тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их». Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность жалуются те, кто впустую растрачивает время. А еще ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение. Чтобы втянуться в работу, вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

учение и труд живут рядом

знания и мудрость украшают человека

учение свет, не учение - тьма

не стыдно не знать - стыдно не учиться

ученье корень горек, да плод сладок

учение лучше богатства

рукой победишь одного, головой - тысячи

повторение - мать учения

Задание: выберите одну из пословиц и раскройте смысл изречения.

А сейчас поиграем в игру: «Незаконченные предложения». Я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумывайте к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…

3. Больше всего мне школа нравится за то, что …

4. Я не люблю школу за то, что…

5. Мне радостно, когда в школе…

6. Если я не внимателен на уроке, я…

7. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…

8. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…

9. Если нам не задают д/з, я…

10. Когда мне что-нибудь не понятно при выполнении д/з, я…

11. Мне всегда интересно на уроке, когда…

12. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

А теперь чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь? », давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На листке записаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять самое важное, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так пока не заполните все восемь ступень.

На листке записаны мотивы (познавательные и социальные)

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимает три или четыре мотива одного типа, делают вывод о доминировании данного типа мотива учения (например, социального).

Заключение: Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга

Загребельная Л.А.,

педагог дополнительного образования

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

Вот самые простые игры со звуками.

Ø Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-ист ?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «арбуз», «жук», «лук» ? В каких словах есть звук «а» ? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.

Ø Вот игра посложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мя ч» – «ч емодан»-« н ос» - « с анки» - « и гла» и т.д.

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п ?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.

Ø А как любят играть дети со Звукоедиком!

Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.

Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.

Ø В этом вам поможет игра «Дом звуков».

Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о» . Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от ».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…

Ø …играть в «Эстафету звуков».

Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с» . Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы» . Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р» . Спросите: «Какое слово везут машины?»

Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.

Ø Здесь может помочь игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын» . После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.

В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга

Картотека дидактических игр и упражнений

в помощь педагогу на занятиях

по обучению грамоте

Загребельная Л.А.,

педагог дополнительного образования

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»

Цель : Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дидактическая игра

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Педагог произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дидактическая игра

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дидактическая игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дидактическая игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ"].

Дидактическая игра «Звуковые матрёшки»

Цель: Формировать навыки элементарного звукового анализа. Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.

Материал: Две матрёшки с прозрачными кармашками; два фартука - синий и зелёный; предметные картинки-мячики на закрепляемый звук; кружки синего и зелёного цвета.

Ход: Предлагаю дидактическую игру по обучению грамоте «Звуковые матрёшки». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять позицию звука в слове. А также идёт процесс автоматизации поставленных звуков.

Варианты игр : «В гостях у Лолы и Лили»

Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи!

Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом фартучков.

И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля.

Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля

Как вы догадались?

Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л]

Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль]

Расскажите о звуках [Л], [Ль] (дети дают характеристику звуков) . Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом.
Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

- Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль].

Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.

Наглядно-демонстрационный материал к

играм и упражнениям

Фотоальбом проекта

Светлана Хафизова
Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами»

Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Актуальность. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи . Если ребенок не будет правильно произносить звуки , не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком , то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен . Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация» , поэтому мы решили организовать кружок - дополнительная форма образовательной деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе . Наш проект «Игры со звуками и словами » направлен на подготовку детей обучению грамоте . В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание» , «Коммуникация» через игры , проводимые в группе в организованной образовательной деятельности. Данный материал разработан и составлен учителем-логопедом ДОУ . Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ .

План - проекта кружка включает в себя : дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала.

План - проекта «Игры со звуками » построен на следующих положениях : 1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности. 2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения . 3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий .

Паспорт проекта : Возраст : дети подготовительной логопедической группы

Участники проекта : учитель-логопед , дети, родители.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность : краткосрочный (5 месяцев) .

Цели и задачи проекта :

Цель : подготовка к обучению грамоте и чтению .

Задачи : - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово » , «предложение» , «текст» , как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов , делить двухсложные и трехсложные слова на слоги , составлять слова из слогов , воспитание звуковой культуры речи - формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи, формирование грамматического строя речи - развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи,совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. Планируемые результаты :

овладеть понятиями : «слово » , «звук » , «буква» , «предложение» , "слог" ;

Знать порядок букв и их название «алфавит» ;

Различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Отвечать на вопросы по тексту;

Составлять из букв разрезной азбуки слова ;

Писать элементы печатных и прописных букв;

Выставка детских рисунков «Разноцветный алфавит» ;

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.)

Перспективный план

Месяц Название мероприятия Цель Форма

Январь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте » Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание

Январь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Январь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа

Январь «Звук – слог - слово » Познакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательная игра

Январь Игра «Подбери семейку слов »

Игра «Лишнее слово » 1. Учить подбирать однокоренные слова 2 . Учить выделять однокоренные слова среди групп слов , сходных по звучанию Дидактические игры

Январь «Что такое предложение?» Познакомить детей с понятием «предложение» Игра

Январь 1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3 . Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных 2. Употребление предлогов 3 . Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры

Февраль «Звук и буква »

Дидактическая игра : «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность

Февраль Сказка «гласные и согласные» "Алфавит" Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных . Учить говорить полностью алфавит НОД

Февраль Гласные звуки (А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)

Дидактическая игра : «Слово на звук … » Продолжить знакомство с гласными звуками , учить отличать от согласных Игра

Дидактическая игра

Февраль Согласные звуки Дидактическая игра : «Слово на звук … » Продолжить знакомство с согласными звуками , учить правильно произносить. Игра

Дидактическая игра

Февраль Гласные и согласные буквы «С какого звука начинается слово Учить детей подбирать правильный звук в начале слова

Февраль «Что такое слог?» Продолжить знакомство со слогом , умением складывать звуки в слоги Игры

Март «Сколько звуков в слове

Дидактическая игра : «Посчитай звуки… » Учить детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры

Март «Какой слог стоит в начале слова

Дидактическая игра : «Придумай слова на ко , ма, во….» Учить детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения

Дидактические игры

Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД

Чтение художественной литературы

Март «Читаем слово »

Дидактическая игра : «Слово в картинке »

Дидактическая игра : «Слово в предложении »

Дидактическая игра : "Я начну, а ты продолжи" Учить детей читать слоги и слова , слитно произнося звуки ; продолжать учить проводить звуковой анализ слов , строить предложения Занимательные упражнения

Дидактические игры

Март Посчитаем слоги Дидактическая игра : «Исправь ошибки» Учить детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика

Игры

Март «Буквы не имеющие звука » Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ , Ь Игры

Март «Какая буква заблудилась»

Дидактическая игра : «Слово на слог… » Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения

Март «Составляем слова из слогов » Учить детей самостоятельно из данных слогов складывать слова Занимательные упражнения

Март "Готовимся к письму" Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму . Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты, материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения

Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любому звуку собственный рисунок Художественное творчество

Выставка

Апрель «Читаем слова »

Дидактическая игра : «Цепочка слов » Прописывание слов слова

Апрель «Читаем слова по слогам » Развивающая игра «Прочитай по буквам» Учить детей складывать слоги в слова , писать печатными буквами Занимательные упражнения

Развивающие игры

Апрель Дидактическая игра : «Продолжи слово ",

"Сплетем венок из предложений" Развивать умение детей делить слова на слоги . Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Дидактические игры

Апрель Дидактическая игра :

«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове , производит фонематический анализ и синтез слова , развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дидактические игры

Апрель "Чтение слов по слогам "

Дидактическая игра :

"Угадай слово " Учить детей складывать слоги в слова , писать печатными буквами. Развивать умение детей делить слова на слоги . Занимательные упражнения

Дидактические игры

Май Прописывание прописных букв Учить детей каллиграфически правильно писать прописные буквы Письменные упражнения

Май Дидактическая игра : "Предложение в картинке"

"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке. Продолжить учить читать по слогам Дидактические игры

Май "Согласные и гласные звуки "

Дидактическая игра : "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные . Совершенствовать навык звукового анализа , закреплять умение детей определять количество звуков в

слове .

Игры

Май Викторина

«Игры со словом » Закрепление звукобуквенного анализа Викторина

Май Диагностика Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи Диагностика

Май Коррекция Провести коррекционные занятия Занимательные упражнения

Заключение

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова , использовать устойчивые словосочетания , употреблять образные слова и выражения . Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов , соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных слов

Проект «Игры со звуками и словами » рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные : один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то , что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом , у них развились чуткость и интерес к форме своей речи. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов , предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении !

Литература

1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г .

2. Кислова Т . Р. «По дороге к азбуке»

3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.

4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.

5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.

6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме . – С. -Пт. – 2005.

7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте . – М., 2001.

8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

9. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова Быстрое обучение чтению . Изд., АСТ, 2008.

10. СОС Уроки грамоты для дошкольников

11. Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»

12. Н. С. Жукова Букварь М. 2013.

13. Интернет -ресурсы

Аннотация

Проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедической группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

Паспорт проекта

Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы

Участники проекта:воспитатели, дети, родители, логопед

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)

Результат :

Викторина «Игры со словом»

Презентация детских рисунков «Разноцветный алфавит»

Городской конкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»

Цели и задачи проекта :

Подготовка к обучению грамоте

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Месяц \

неделя

Название

мероприятия

Цель:

Форма и место проведения

Подготовительный этап

Март

(1 неделя)

Приобретение и подбор материала

Март

(2 неделя)

Родительское собрание: «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей

группа

Исследовательски-информационный этап

Март

(3 неделя)

Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться»

Вызвать у детей интерес к обучению

группа

Март

(4 неделя)

Поход в библиотеку

Вызвать положительные эмоции у детей

библиотека

Апрель

(1 неделя)

ООД «Звук слог слово»

Познакомить детей с звуко-буквенным анализом

группа

Апрель

(2 неделя)

1. Игра «Подбери семейку слов»

2. Игра «Лишнее слово»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

группа

Апрель

(3 неделя)

ООД «Что такое предложение?»

Познакомить детей с понятием «предложение»

группа

Апрель

(4 неделя)

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»

4. Игра «Что сначала, что потом»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

4.Составлять сложносочиненные предложения

группа

Май

(1 неделя)

Познавательная беседа с детьми «Эти занимательные ребусы»

Рассказать основы разгадывания ребусов

группа

Май

(2 неделя)

Развивающая игра «Прочитай по буквам»

Закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа

группа

Обобщающий этап

Май

(3 неделя)

Викторина «игры со словом»

группа

Май

(4 неделя)

Закрепление звукобуквенного анализа

Обмен опытом

ДОУ№24

Метод кабинет

Выводы :

Проект “Игры со словом” позволяет воспитателю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. В группе имеется хорошая материально-техническая база (наличие разнообразного материала для занятий, множество речевых игр)

Выявлена динамика активности детей на занятиях.

Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению громоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

Рефлексия

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

Научно-методическое обеспечение

  1. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
  2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
  3. Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
  4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
  5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
  6. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  8. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Кузнецка

Проект по обучению грамоте

«Игры со словом»

Подготовила учитель-логопед: Иванова А.М.

Проект по обучению грамоте «Игры со словом»
(в подготовительной к школе логопедической группе)

Аннотация

Проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедической группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в непосредственно образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен логопедом ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

Паспорт проекта

Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы

Участники проекта: дети, родители, логопед

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный - с января по март.

Результат :

Открытое занятие « Путешествие в страну АБВГДЕЙКУ»

Презентация детских рисунков «Разноцветный алфавит»

Городской конкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»

Цели и задачи проекта :

Подготовка к обучению грамоте

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

Учитель-логопед,

педагог-психолог и

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективно-календарное планирование

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

Чтение : Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.

Учитель-логопед

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.






2024 © vadimavva.ru.