Современная классификация учебных проектов. Типы и характеристика учебных проектов Виды школьных проектов их классификация и характеристика


На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Q творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

О ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.


По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каж­дый из них имеет свои неоспоримые достоинства.


Виды презентации проектов:

О научный доклад,

О деловая игра,

О демонстрация видеофильма,

О экскурсия,

О телепередача, -

О научная конференция,

О инсценировка,

О театрализация,


О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литератур­ных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, О пресс-конференция и т. п.


Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индиви­дуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие не­обходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в на­стоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других обра­зовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные техноло­гии».


су цель образования;

«= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

су учет международного опыта;

ф= уровень возможностей учеников и воспитанников;

«* уровень экономического и технического развития страны;

<зр традиции государства в области стратегии образования;

сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

«г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Специальные принципы

♦ политехнизм;


Содержание образования и воспитания

Научные основы определения содержания

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания

or цель образования;

cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

<&- учет международного опыта;

от уровень возможностей учеников и воспитанников;

«г уровень экономического и технического развития страны;

традиции государства в области стратегии образования;

су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

Общеметодологические принципы

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории позна­ния, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов;

♦ развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.


Подходы к определению содержания образования


Теория материального образования

Главная цель обучения - передача учащимся как можно большего объе­ма знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть эн­циклопедически образованным

Я. Коменский и др.


Теория формального образования

Главная цель обучения - развитие способностей и познавательных инте­ресов учащихся, их внимания, памяти, мышления.

Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.

Носители содержания образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содер­жания основных образовательных программ; максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

Федеральный компонент - определяет базовый стандарт образования, обес­печивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

Национально-региональный компонент - обеспечивает потребности и инте­ресы в области образования всех народов страны.

Школьный компонент - обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучае­мых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и ли­тература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиени­ческих норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой об­разовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учеб­ных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная на­грузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; орга­низационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные посо­бия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методи­ческие комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, транс­формационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, ко­ординирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.


Учебник

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики.

Функции школьного учебника

> Мотивационная - обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

■^ Информационная - обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

» Трансформационная - преобразование материала науки в соответствии с воз­растными особенностями учащихся.

* Систематизирующая - системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля - предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

> Координирующая - привлечение других средств обучения.

О- Обучающая - развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

» Развивающе-воспитательная - направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок.


Требования к учебнику

е> Отражает содержание учебного предмета.

ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.

т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.

е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

©> Краток, лаконичен, конкретен.

©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

е> Ясен и четок язык текста и формулировок.

©> Увлекателен, с^элементами проблемности.

©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фото­графии и другой иллюстративный материал.

<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологически­ми и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового мате­риала.

е> Удобный формат.


Содержание компонентов базовой культуры личности

Культура личности - уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: ин­формационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравствен­ных, поведенческих и т. д.

Культура жизненного самоопределения

Культура жизненного самоопределения - осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести от­ветственность за свои действия и поступки.

Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззре­ния.

Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного миро­воззрения - понимание смысла жизни.

Смысл личностный - понимание человеком содержания и направленно­сти жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Тол­стой).


Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения

с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяю­щее значение для понимания сущности процессов развития природы, обще­ства, мышления;

«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;

с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;

с& сформированные интеллектуальные чувства.


Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округлен­ное миросозерцпние, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский)

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способ­на к самопознанию - пониманию себя как целостной личности.

Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовно­го воспитания - формирования ценностного отношения к жизни, обеспе­чивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).


Интеллектуальная культура личности

Интеллектуальная культура - комплекс знаний и умений в области куль­туры умственного труда, умение определять цели познавательной деятель­ности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационны­ми технологиями, заниматься самообразованием.

О

Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспита­ния, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­
мендаций по восстановлению экономики России);

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

- творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

- ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры,
результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповыми персональн ый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Виды презентации проектов:

научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литератур­ных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

В.И.Хамбалинова учитель МОУ СОШ №71 г.Воронежа

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Тема работы продумывается четко. Надо учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.

Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:

внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:

кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.

Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.

Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Литература.

1.Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

ВВЕДЕНИЕ

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. В классе к учителю обращены тридцать пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям, имеющим свой уникальный неповторимый личный опыт. Как каждого из них не только научить тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их способности, сформировать нравственные позиции, привить нормы и ценности гуманизма.

Проблема исследования - это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Проблема возникает в результате появившегося противоречия, требующего разрешения. В основе любой научной проблемы всегда лежит противоречие между знанием и незнанием.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектная деятельность на уроках физики и астрономии

Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим - Б. Паскаль.

Типы учебных проектов

Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается и как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Существуют различные типы учебных проектов :

Исследовательский,

Творческий,

Ролево-игровой,

Информационный,

Ознакомительно-ориентировочный,

Практико-ориентированный.

Исследовательский проект может быть по содержанию:

- монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

- межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, физика, экология, биология;

- надпредметным - выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и др.

В соответствии с выбранным типом учебного проекта следует сразу же определить:

а) основной вид деятельности учащихся и учителей;

б) место проекта в учебном процессе;

в) количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта (групповые, парные, личностные);

г) примерное время для его выполнения (долгосрочные, средней продолжительности и краткосрочные) и презентации.







2024 © vadimavva.ru.