Искусство военных лет презентация. Презентация "великая отечественная война в произведениях художников"


В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1915 – 1975) Шостакович – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он Основные жанры творчества Шостаковича – симфония, инструментальный концерт и музыка для камерных ансамблей. Седьмая симфония, носящая подзаголовок «Ленинградская», имеет особую историю. Композитор создавал ее во время Второй мировой войны и блокады немецкими войсками Ленинграда, в сентябре – декабре 1941г. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г – день выбранный немецким командованием для выезда в город.

Ленинградская блокада в живописи

Фото блокадного Ленинграда

Дорога жизни

Кукрыниксы и окна РОСТа Псевдоним « Кукрыниксы » составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, Ник олая С околова.

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Побед у великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. 1941 г. Родина-мать зовет!

Александр Александрович Дейнека (1899-) Героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

Петр Александрович Кривоногов (1910-1967)

"Защитники Брестской крепости"

"Корсунь-шевченковское побоище"

« Поединок»

Неменский Б.М. (1922)

« Дыхание весны»

"Земля опаленная"


















1 из 17

Презентация на тему: Искусство в годы Великой Отечественной войны

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. 1934 год – история восстановлена в качестве обязательной учебной дисциплины 1938 год – «Краткий курс истории ВКП(б)» обосновывал преемственность Российской империи и СССР в противостоянии внешним врагам создание патриотических фильмов и фильмов о революции «Александр Невский». Реж. С. Эйзенштейн. Муз. С Прокофьев. 1938 год. «Петр I». Реж. В.Петров. 1940 год. В роли ПетраI Н.Симонов. «Человек с ружьем». Реж. С.Юткевич. 1937 год. «Ленин в Октябре». Реж. М.Ромм. 1937 год.

№ слайда 3

Описание слайда:

1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. военно-патриотическое воспитание молодежи (ГТО, ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, ворошиловский стрелок) престиж военных профессий чрезвычайно высок до 1939 года в СССР не было всеобщей воинской обязанности, отбор в армию, авиацию и флот очень жесткий (учитывалось образование, общее состояние здоровья, начальная военная подготовка) И на вражьей земле мы врага разобьем малой кровью, могучим ударом!

№ слайда 4

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ Лучшие достижения культуры связаны с теми видами творчества, которые в кратчайшие сроки могли стать достоянием массовой аудитории (плакат, кино, песня, военная публицистика) «Родина-мать зовет!» Худ. И.Тоидзе. 1941 год. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война! «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 5

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Александр Твардовский «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 6

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Константин Симонов «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 7

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт. 1941 год. Выступление Лидии Руслановой у стен поверженного Рейхстага. Берлин. 1945 год. В 1948 году Л.Русланова была арестована и пробыла в заключении до 1953 года. «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Дмитрий Шостакович. Символом непобедимого духа ленинградцев стала Седьмая симфония, которую Д.Д.Шостакович написал в блокадном городе в 1941 году. Симфония была исполнена в осажденном и голодающем Ленинграде 9 августа 1942 года.

№ слайда 11

Описание слайда:

3. РАДИО 22 июня 1941 года. Советские люди слушают правительственное сообщение о начале Великой Отечественной войны. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам - в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности - чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

№ слайда 12

Описание слайда:

3. РАДИО Юрий Левитан и Ольга Высоцкая. Голос Левитана был известен каждому жителю СССР, т.к. он в 1941-1945 гг. читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина Ольга Берггольц. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам - в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности - чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

Описание слайда:

5. ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ с 1925 года (после кончины патриарха Тихона) избрание главы русской православной церкви не производилось) в 1930-е гг. власть вела активную и агрессивную антирелигиозную пропаганду (разрушались храмы, уничтожались священники и верующие) к 1941 году число репрессированных за веру достигло 350 тыс. человек по данным переписи населения 1937 года более 50% населения СССР оставались верующими Двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943-1944). В 1943 году было восстановлено патриаршество, церкви частично возвращались храмы и монастыри. Уступки власти носили ограниченный и вынужденный характер, но церковная жизнь в 1940-е гг. заметно оживилась.

№ слайда 15

Описание слайда:

7. «НАВЕКИ ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ» Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 года рождения вернулись с войны три процента (только три человека из ста). Павел Коган Михаил Кульчицкий Николай Майоров «Навеки - девятнадцатилетние» (1979), повесть Григория Бакланова, посвящённая судьбам молодых парней - вчерашних школьников, - попавших на фронт. Эта повесть была отмечена Государственной премией СССР (1982).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.


Н.ВАТОЛИНА И Н.ДЕНИСОВ «НЕ БОЛТАЙ!» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Основой для плаката послужили стихи С. Маршака, приведенные на листе: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». Тогда же настоящим народным фольклором стал лозунг: «Болтун – находка для шпиона!». К поимке вражеских шпионов и диверсантов были привлечены все городские и сельские жители. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов(Ребята, защищайте Родину!Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»)


Д. ШМАРИНОВ «ОТОМСТИ» С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти!


В. КОРЕЦКИЙ «ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий....Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно- красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.


РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ Родина-мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.


П.КОРИН «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942). «Я писал его, рассказывает художник, в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».


Д. МООР «ТЫ ЧЕМ ПОМОГ ФРОНТУ?» Художник Д. Моор использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР. Старейший плакатист блестяще владел оружием сатиры. Уже в плакате «Все на "Г"» Д. Моор определил свое отношение к врагу – уничтожать его кистью и словом.


КОКОРЕКИН «ГРУДЬЮ НА ЗАЩИТУ ЛЕНИНГРАДА»,СЕРОВ «ЗАЩИТИМ ГОРОД ЛЕНИНА»,БОЙМ «БЕЙ ВРАГА…». Пафосом борьбы наполнены плакаты А. Кокорекина «Грудью на защиту Ленинграда!»; В. Серова «Защитим город Ленина»; С. Боима «Бей врага, как его били отцы и старшие братья – матросы Октября!».


Ответом на фашистскую агрессию также стали работы В. Иванова «За Родину,за честь,за свободу!»; И. Серебряного «Бей крепче, сынок!»; А. Страхова- Браславского «Смерть фашизму»;; С. Боима и Ф. Бочкова «Разгромим фашистских налетчиков!»; Д. Шмаринова «Фашисты не пройдут!» и другие. Л. Лисицкий создал замечательный плакат «Все для фронта! Все для победы!», который был отпечатан после смерти автора зимой 1941 – 1942 года.


В СЕРОВ «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ» Наиболее значительные работы, изображавшие защитников Отечества, были созданы летом 1941 года ленинградскими художниками В. Серовым и А. Ситаровым. В. Серов передал в плакате «Наше дело правое – победа будет за нами» решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от приближающегося врага.


В.ИВАНОВ «ПЬЁМ ВОДУ ИЗ ДНЕПРА» После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра»....Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком. Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.


ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом. Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.


ЛИТЕРАТУРА Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом:.мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.


Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов


В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико- эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОЗДАВАЛИСЬ И ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЛОСЬ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ И ВОЙНА – ТАК МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ТАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КАК "ПРОСТО ЛЮБОВЬ" В. ВАСИЛЕВСКОЙ, "ЭТО БЫЛО В ЛЕНИНГРАДЕ" А. ЧАКОВСКОГО, "ТРЕТЬЯ ПАЛАТА" ЛЕОНИДОВА. В 1942 ГОДУ ПОЯВИЛАСЬ ПОВЕСТЬ О ВОЙНЕ В. НЕКРАСОВА «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА».


БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Особое место в белорусской литературе занимает творчество поэтов- фронтовиков, в котором раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма (Алексей Пысин,Аркадий Кулешов) В стихотворении «Зноў буздем шчасце мець I волю» Я.Купала не только высказал веру в скорую победу, но и предвидел то время, когда восстановятся разрушенные города и деревни, стихнет кононнада,мирно вздохнут люди: Так дзень збліжаецца расплаты За ўсё,што выцерплі гэтак, За нашы спаленыя хаты, За нашых выразаных дзетак. Ачысцім нашы лес і поле Ад Гітлера, ад яго бандаў, Зноў будзем шчасце мець і волю Ў сваіх адноўленных прысадах. Загоім раны,адбудуем Свае сялібы зруйнаваныя, Сваю краіну маладую Святлом асвецім. Зірнуць зноў нашы ўвысь палацы, Святочна прыбяруцца людзі, Як красаваўся,красавацца Чырвоны сцяг над намі будзе.


Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. На руінах, папялішчах, На крывавых іх слядах Хай груган іх косці ліча, На бяседу соваў кліча Баль спраўляць на іх касцях. Няхай Гітлеру-вампіру Клююць сэрца, смокчуць кроў; Сыты быў людскім ён жырам, Пяны быў крывавым вірам, – Хай жа гіне звер звяроў! Выразаў ён старцам вочы, Рэзаў матак і дзяцей, Дзікай зданню, патарочай Засланяў дні чорнай ночай, – Хай жа гіне ліхадзей! Обращается в своём стихотворении к белорусским партизанам Я.Купала: Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. Клічу вас я на пабеду, Хай вам шчасцем свецяць дні, Выразайце людаедаў, Каб не стала іх і следу На святой нашай зямлі. Цень забітых матак, дзетак, Дзедаў вашых і бацькоў, Акрываўлены палетак Клічуць мсціць крывава гэтак, Як не мсцілі ад вякоў. Не давайце гадам сілы На сабою распасцерць, Рыйце загадзя магілы, Вырывайце з жывых жылы, Кроў за кроў, а смерць за смерць! Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. Няхай ваша перамога Не кідае вас нідзе, Не пужае хай трывога, – Ваша чыстая дарога Да свабоды давядзе... Так ад нечысцяў ачысцім Нашы нівы і лясы, Фашыстоўскіх псоў панішчым, І схіснуцца, як калісьці, Для нас нашы каласы. Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны.


МУЗЫКА СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА 7 симфония была создана композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1941году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде(закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда). Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза ССР под управлением С.А.Самосуда. Московская премьера (дирижёр С. А. Самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.


ИСПОЛНЕНИЕ СИМФОНИИ 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Виктор Козлов, кларнетист: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. « Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»


ОРКЕСТР Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в в апреле. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, Пааво Берглунд, Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светданов, Карл Элиасберг и др. Мемориальная доска в честь Дмитрия Шостаковича в Самаре

Cлайд 2

Великая отечественная война явилась суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество во делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда. Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.

Cлайд 3

Агитационно-массовое искусство. Плакат На первое место в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Кукрыниксы Плакат, посвященный нападению Германии на СССР. 24 июня 1941г.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Фронтовые зарисовки. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности Пахомов А. «На Неву за водой»

Cлайд 8

Cлайд 9

Герой боев за Берлин Трайдуков. Климашин. В. С. 1945 «Ласковые руки» Климашин. В. С.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Щербаков Б. Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина. 1943 Лукомский А. Гвардии майор Морозов. 1943

Cлайд 13

Пименов Ю. «У решетки» 1942 Пименов Ю. «Сбитый фашистский самолет. Северо-Западный фронт.» 1943

Cлайд 14

Cлайд 15

Монументальные произведения Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства. Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа. В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.

Слайд 1

Живопись Великой отечественной войны
Я написал свой вариант в к написал свой вариант в коммены

Слайд 2

Ранним утром 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Слайд 3

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Слайд 4

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве.

Слайд 5

Сталинградская битва
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Значение Сталинградской битвы, ее влияние на ход не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом неоценимо. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

Слайд 6

Раненые солдаты Вермахта в окопе изображены на картине немецкого художника Франца Айххорста- «Воспоминания о Сталинграде».

Слайд 7

«Сталинградская Мадонна» была написана немецким военным врачом Куртом Рейбером в рождественскую ночь с 24на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты. К этому моменту немецко-фашистские войска под командованием генерала Паулюса были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии и несли большие потери, усугубляемые суровым зимними условиями.
На листе изображена сидящая женщина прижимающая к себе и укрывающая своим широким платом младенца Иисуса Христа. Голова матери склонена к головке ребёнка, глаза закрыты. Правая рука Девы Марии оберегающим жестом прижимает к груди младенца, левая скрыта платком. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» - «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»

Слайд 8

Фронтовые рисунки могут поведать о войне то, что не написано в приказах и донесениях. Полные искренних чувств и наблюдательности, работы военных художников вполне сравнимы с лучшими литературными очерками фронтовых писателей и корреспондентов, которые записывали первые, наиболее яркие впечатления. Наброски, сделанные в перерывах между боями, публиковались в армейских газетах, отсылались домой, где бережно хранились в семейных альбомах как самые дорогие реликвии. Сегодня они позволяют заглянуть в духовный мир защитников Сталинграда.

Слайд 9

Опрос проведённый на самой популярной сети показал предпочтения 70-ти человек







2024 © vadimavva.ru.