Правописание суффиксов кратких страдательных причастий. Урок русского языка "одна буква "н" в суффиксах кратких страдательных причастий" В краткой форме страдательного причастия пишется н


Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

Причастия могут переходить в прилагательные.

В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

(А. Дорохов)

145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

  1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
  2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
  3. Получить согласие родителей на участие в походе.
  4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

(А. Лыков)

150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

представить
вообразить
увидеть

151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Практикум


Общее задание. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: Ответ:________________________

1. 1"Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от

существительных с основой на -Н-":

1) невиданного 2) деревянный 3) божественным 4) длинной?

2. "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-":

1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён?

3. "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН":

1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным?

4. "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано":

1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной?

5. "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-":

1) военный 2) намеченной 3) болезненный 4) увековеченный?

6. "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного":

1) похищенные 2) усиленно 3) удвоенным 4) естественна?

7. " Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-":

1) каменного 2) совершенно 3) облегчённо 4) вверенный?

8. "В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН":

1) пригнанных 2) размеренно 3) драгоценного 4) полноценным?

9. "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН":

1) длинной 2) пустынный 3) начерченные 4) путешественник?

10. "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н":

1) нарушено 2) буквально 3) нужно 4) стыдно?

11. является исключением:

1) деревянной 2) нанесённые 3) посторонние 4) единственное?

12. " В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме":

1) испуганно 2) привезённые 3) невоздержанна 4) отчаянно?

13. "В именах существительных пишется столько же букв Н, сколько их пишется в производящей основе":

1) умственное 2) современнейших 3) жизненных 4) письменности?

14. " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н":

1) общественной 2) истинных 3) ответственности 4) нравственной?

15. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н":

1) потеря...ы 2) написа...ая 3) пусты...ый 4) журавли...ые?

16. "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н":

1) ответственность 2) подлинное 3) возбуждённо 4) ухоженные?

17. " В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) сосредоточенно 2) просвеченной 3) посторонние 4) законный

18. " В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н":

1) журавлиных 2) заключена 3) петушиных 4) машинально?

19. "В прилагательных, образованных от основы существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н":

1) современников 2) жизненном 3) прославленного 4) именно?

20. "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н":

1) собственным 2) разобранном 3) именно 4) военные?

21. "В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовер. вида, пишется одна буква Н":

1) свежевыпече...ых 2) поверже...ой 3) обречё...ым 4) мороже...ый?

22. "В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н":

1) взлохмаченными 2) утреннем 3) выброшенный 4) отравленный?

23. "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н":

1) сделанный 2) мгновенно 3) слепленный 4) серебряный?

24. "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н":

1) многочисленные 2) отуманенным 3) соответственное 4) весеннюю?

25. "В прилагательных, образованных от сущ. с основой на Н, пишется две буквы Н":

1) натруженные 2) осеннему 3) очарованный 4) самозабвенно?

26. "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н":

1) освещённого 2) совершенно 3) опушённого 4) неожиданное?

27. "В кратких прилаг. пишется НН, если в полном прилаг. было две буквы Н":

1) полученных 2) постепенно 3) длинна 4) бетонная?

28. "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н":

1) прочитанное 2) длинноносого 3) совершенно 4) заваленная?

29."В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н":

1) районных 2) ухоженный 3) единственный 4) повышенно?

30. "В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н":

1) бетонный 2) самоотверженных 3) завоёванных 4) проломленному?

1-4, 2-4, 3- 4,4-1, 5-3,6-4, 71,8-1,9- 3,10-1,11- 1,12- 3,13- 4,14- 2,15- 4,16- 3, 17- 2,

18- 2, 19- 2, 20- 2, 21- 4, 22- 2, 23-2, 24-2, 25-2, 26- 2, 27-3, 28-3, 29-2, 30-1

Общее задание. Укажите слово, в котором…

Ответ:________________________

2. 1. написание Н /НН в суффиксе определяется правилом о правописании прилагательных,

Образованных от существительных с помощью суффикса –ИН-:

1) старинный 2) диковинный 3) львиный 4) былинный

2. выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных:

1) водяной 2) ветреный 3) воробьиный 4) гружёный

3. правописание суффикса является исключением из правила:

1) обветренный 2) оловянная 3) отрешённо 4) кожаный?

4. правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:

1) обеденный 2) нескошенные 3) неухоженность 4) сломленный

5. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»:

1) тыквенный 2) болезненный 3) пельменный 4) соломенный

6. правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы:

7. правописание суффикса определяется тем, что в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени исходный глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ:

1) посоветовавшись 2) рассеял 3) простреливалось 4) обрадовавшийся

8. правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:

1) стелющиеся 2) усеянный 3) видимый 4) раскатанный

9. правописание гласной в суффиксе причастия определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения:

1) дышащий ровно 2) дежурящий 3) не тревожимый никем 4) блещущий на солнце

10. выбор О/Ё после шипящих обусловлен правилом правописания суффиксов существительных, образованных от существительных:

1) сгущёнка 2) медвежонок 3) раскорчёвка 4) ночёвка?

3. 1. правописание гласной в суффиксе причастия

Определяется тем, что оно образуется от глагола II спряжения:

1) блеющие (овцы) 2) волнуемый 3) рокочущий 4) клеящий

2. правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:

1)расклеив 2) трепещущий 3) обещанный 4) необстрелянный

3.правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:

4. правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю):

1) организовал 2) докладывает 3) рассказывать 4) потревожил

5. правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»:

1) единственный 2) прицепленный 3) пустынный 4) пламенный

6. правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:

1) отрешённость 2) молитвенный 3) исправленный 4) батальонный

7. правописание суффикса является исключением из правила:

1) карманный 2) ветреный 3) чугунный 4) муравьиный?

8. правописание Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания причастий:

1) окрашена 2) студёный 3) непрошеный 4) нечаянно

9. правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»:

1) вязаный 2) путаный 3) песчаный 4) ломаный

10. выбор гласной после шипящей обусловлен правилом правописания суффиксов:

1) печёнка 2) дешёвый 3) бечёвка 4) плюшевый?

Общее задание. Укажите слово, в котором определяется правилом правописания… Ответ:___________________

4. 1. суффиксов отымённых прилагательных:

1) сожжённые 2) военной 3) нескошенные 4) неухоженности

2. правописания суффиксов причастий.

1) письменный 2) чертёжной 3) остеклённой 4) чугунный

3. «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».

1) запущенный 2) заброшенное 3) туманной 4) таинственным

4. отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-.

1) обмазанный 2) разбросаны 3) глиняные 4) старинное

5. «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»

1) припудренной 2) утренним 3) длинная 4) увенчанная

6. отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-.

1) осенних 2) странностям 3) тополиной 4) весенний

7. кратких причастий?

1) начинена 2) забинтованные 3) заляпанных 4) раненых

8. «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»: 1) длинный 2) обеденный 3) окаймлённые 4) полотняных

9. правописания причастий.

1) собственном 2) весеннюю 3) сломанной 4) барабанная

10. прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н:

1) освещённое 2) песчаное 3) серебряными 4) длинными


Общее задание. Укажите слово, в котором выбор…

Ответ:________________________________

5 1 . Н/НН в суффиксе является исключением из правила.

Посреди двора, огороженного от улицы плетёным ивовым забором, завис на четырёх деревянных столбиках и печной трубе…(Репьева О.)

1) огороженного 2) плетёным 3) деревянных 4) увенчанных

2.суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».

1) домотканых 2) спокойными 3) зелёных 4) серебряными

3. Н/НН определяется правилом правописания суффиксов полных страдательных причастий.

Для заварки Пётр Николаевич употреблял коричневый китайский чайник восемнадцатого века с отбитым носиком. В нём чай получался вкусный. Вообще же Пётр Николаевич ломаных вещей не любил, особенно не любил испорченных умолкнувших часов. В его доме все старинные часы ходили и показывали время довольно точно. 1) ломаных 2) испорченных 3) старинные 4) вкусный

4.Н/НН определяется правилом правописания кратких страдательных причастий.

1) каменная 2) длинная 3) привязана 4) плоскодонная

5. Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.

Едва мы подступили к уютному домику, как тишина взорвалась бешеным лаем. Гремя цепями, навешенными на длинную проволоку, на нас вынеслись два огромных лохматых, грязно-белых пса, взвились на воздух, но, удушенные ошейниками, выкатили розовые языки, захрипели и шмякнулись на землю. 1) навешенными 2) бешеным 3) длинную 4) удушенные

6. Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных.

Собаки легко тащили по накатанной дороге лыжную установку. Дорогу плотно обступал хвойный заснеженный лес. Перед выходом на опушку упряжки остановились. Из леса санитары осторожно вынесли раненого бойца. 1) накатанной 2) хвойный 3) заснеженный 4) раненого

7. НН в суффиксе определяется правилом правописания отымённых прилагательных.

1) протоптанной 2) растерянное 3) напуганные 4) оконное

8. НН определяется правилом правописания отымённых прилагательных.

1) схваченной 2) вывороченной 3) населённому 4) батальонного

9. Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных.

Восемнадцатого октября, в двенадцать часов дня, вскоре после того, как Дмитрий Алексеевич ушёл на утреннюю прогулку, в дверь резко постучали, и сразу же вошла невысокая, похожая на курьершу женщина в вязаном платке и с хозяйственной сумкой, сделанной из множества треугольных кусочков кожи

1) утреннюю 2) вязаном 3) хозяйственной 4) сделанной

10. Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий.

В пустом дворе тяпала топором женщина. Голова её была небрежно обмотана хлопчатым мелкоклетчатым платком, забранным внутрь воротника все того же стеганого ватника, так удачно кем-то придуманного.(Носов Е.)

1) обмотана 2) забранным 3) стёганого 4) придуманного

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Часто вызывает затруднение правописание Н и НН в суффиксе кратких прилагательных и кратких страдательных причастий. Необходимо уметь их различать, так как в суффиксе кратких причастий всегда пишется одна буква Н, а в суффиксе кратких прилагательных Н или НН, в зависимости от того, сколько писалось в полной форме прилагательного.

Краткие причастия

Краткие отглагольные прилагательные

пишется Н

пишется НН

Краткие страдательные причастия всегда можно заменить глаголом в форме прошедшего времени:

деньги были изысканы к сроку (= изыскали),

семена рассеяны (= рассеяли),

ягоды подавлены (= подавили)

Краткие отглагольные прилагательные нельзя заменить глаголом, их можно только заменить полной формой прилагательного:

она была изысканна (изысканная), девочка рассеянна и невнимательна (рассеянная), люди подавленны (подавленные).

5. Н и нн в суффиксах кратких имен прилагательных, образованных от существительных

В кратких именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишете столько Н, сколько было в полной форме: даль туманна (от туманный), щеки румяны (от румяный).

6. Н и нн в суффиксах имен существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько Н, сколько их было в производящей основе:

воспитанник (от воспитанный), избранник (от избранный), священник (от священный), вареник (от вареный), копчености (от копченый), мороженое (от мороженый), организованно входить (от организованный), ветрено поступить (от ветреный), бешено ревновать (от бешеный), путано отвечать (от путаный), удивленно смотреть (от удивленный).

Задание 15 Запятая при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении Знаки препинания при однородных членах предложения.

Ставится запятая

Не ставится запятая

1. при отсутствии союзов

Все вдруг заговорили шумно , радостно.

2. При соединении одиночным противительным союзом (НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО)

Мал золотник , да (=но) дорог .

3. при соединении повторяющимися союзами

и,и,и

(могут повторяться союзы И, ДА, ИЛИ, ТО, НЕ ТО, НИ)

Простим горячке юных лет И юный жа р юный бред.

4. при отсутствии первого из повторяющихся союзов

, и, и …

Люблю я бешеную младост ь , И тесноту , И блеск , И радость.

5. при парном соединении союзами

Волна И камень , лед И пламень не столь различны меж собой.

6. при соединении двойными союзами:

КАК… ТАК И; ХОТЯ И… НО;

НЕ ТОЛЬКО… НО И; НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО;

У Сибири есть много особенностей КАК в природе, ТАК И в людских нравах. Успехи мои ХОТЯ И медленны, НО благонадёжны .

1. в устойчивых выражениях (равных слову)

Издали И так И сяк , а вблизи НИ то НИ сё.

(= словам КАК-ТО, НИКАК)

И днем И ночью кот ученый все ходит

по цепи кругом. (= слову ВСЕГДА)

2. при соединении одиночным соединительным или разделительным союзом: И; ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО

Русский язык настолько многообразен, что у большинства людей создается впечатление невозможности освоения материала, но это не так.

Необходимо запомнить ряд правил, одно из которых «Правописание «н» и «нн» в причастиях». Оно поможет любому школьнику, студенту и человеку, умудренному опытом, в правильном оформлении текста и выполнении упражнений.

Правописание «Н» и «НН» в причастиях

Когда писать одну «Н»

Если в начале слова отсутствует приставка, то пишется одинарная буква. Варианты: мощен ые улицы, жарен ый картофель. Причастие перерождается в прилагательное.

Если слово состоит из двух словесных единиц и несет на себе перегруженность символами, так же пишется одинарный вариант. Вариант: глажен ый-переглажен ый галстук. Такое слово тоже имеет значение прилагательного, его наилучшего качества.

Получается так, что смысловое значение слова зависит и от его написания, а также принадлежности к типу.

Две «НН» в причастиях

В суффиксах причастий страдательной формы размещается удвоенная «н».

Так происходит, когда в слове размещена приставка:

  • пере правленн ая книга;
  • отрезанный ломоть;
  • за мощенные дороги;
  • пере жаренный картофель;
  • пере хоженн ая дорога;
  • учительница непре клонна.

Двойное «Н» пишется в причастиях без приставок в формах совершенного вида. Варианты: плененн ый, брошенн ый, решенн ый. А также в тех причастиях, которые образованны от вида несовершенного. Варианты: читанн ый, слыханн ый.

«Н» и «НН» в отглагольных прилагательных

Когда пишется «Н»

Прилагательные, имеющие в основе глагол, не похожи на причастия – в них не используется обычная приставная часть. Таким образом, слова, созданные на основе глагола и не содержащие при себе приставки, являются прилагательными. Примеры: жеван ый лист, кован ый гвоздь, смышлен ый парнишка, хожен ый путь, квашен ая капуста.

Приставка НЕ не оказывает изменений на слова, пишется одинарная буква. Варианты написания: незван ый кот, нехожен ый овраг.

Одна буква пишется в сложных прилагательных, которые имеют два корня и два значения. Примеры: цельнокроен ый (скроенный целиком), златокован ый (выкованный из золота).

Есть разные по значению выражения. Например, назван ый друг. Является прилагательным (отглагольным) и имеет смысл не родной, а являющийся братом в случае каких-то обстоятельств.

Но есть другой вариант — названн ый в честь кого-то . Получается, человеку дали имя в честь бабушки, дедушки. Такое слово будет причастием, и писаться будет с двумя буквами.

Случаи написания «НН»

«Являясь ранн еным, офицер оставался в дивизии». Такое предложение заменяет следующую фразу: «Солдата ранили , но он не покинул свою боевую территорию».

В данном случае получается обратное явление, происходит перерождение в причастие.

Двойное Н пишется в случаях использования «ОВАННЫЙ» И «ЁВАННЫЙ» – те, которые не входят в корень. Варианты: жалованный титул, корчёванный путь.

Исключения

Исключительные варианты для запоминания: виденн ый, деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недреманн ое (око), нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, окаянн ый, священн ый, считанн ый, чванн ый, чеканн ый.

Правописание «Н» и «НН» в прилагательных, образованных от существительных

Одна буква размещается в суффиксальной части слова «АН» , «ЯН» и «ИН» . Варианты: ржаной, смоляной, голубиный.

В сочетаниях «ЕНН» и «ОНН» используются сдвоенные буквы. Варианты: каменный, оконный. В данном случае одинарная буква «Н» приходится на корень, а другая на суффикс.

Но есть исключительные варианты: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый. Их следует запомнить.

Как выбрать что писать «н» или «нн» в прилагательных и причастиях

Мы рассмотрели разные варианты использования и написании «Н» внутри причастий и прилагательных. Исходя из проанализированного материала, можно сделать нижеприведенный вывод.

Все причастия пишутся со сдвоенными буквами «Н». Все прилагательные слова, изначально созданные от глагола, используют одну «Н», кроме слов-исключений, которые необходимо запомнить.

Прилагательные, берущие начало у существительных, пишутся с двумя буквами «Н», если одна буква размещена в корневой части, а другая в суффиксальной. С одной буквой «Н» , если она находится непосредственно в суффиксальной части.

Не забываем об особенных словах, которые нужно запомнить. И напоследок, несколько примеров применения правила.

Причастие

Всегда двойное НН

Отглагольное прилагательное Прилагательное
Есть приставка:

пере правленн ая книга

Не используется приставка:

мощен ые дороги

Суффиксы «АН», «ЯН», «ИН»:

ржаной, глиняный, соловьиный

Есть приставка «НЕ» и другая приставка:

неприкаянн ый офицер

Приставка «НЕ» — ставим одинарную букву:

незван ый гость

В сочетаниях букв «ЕНН» и «ОНН»:

каменный, оконный

Нет перед словом приставки, но оно совершенного или несовершенного вида:

плененн ый, брошенн ый, решенн ый, читанн ый, слыханн ый

Слово включает в себя два корня:

цельнокроен ый

Слово занимает место глагола:

Являясь раненн ым, офицер оставался в дивизии.

В случаях использования «ОВАННЫЙ» и «ЁВАННЫЙ»:

жалованный титул,

корчёванный путь

Слово включает в себя два схожих по значению слова:

глажен ый-переглажен ый галстук

Исключительные варианты:

виденный, деланный, желанный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, окаянный, священный, считанный, чванный, чеканный.

Исключения с двумя и одной «Н»:

стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый







2024 © vadimavva.ru.