Половое размножение цветковых растений происходит при помощи. Цветковые растения - размножение, классификация и научные факты


Урок биологии в 6 классе. «___»_______________ 20____ г.

Половое размножение покрытосеменных растений.

Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.

Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

    Орг. момент.

    Мотивация к учебной деятельности.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный.

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли – они везде прелестны,

А в зелени садов - тем более уместны.

О каком объекте живой природы идет речь?

Этот объект – красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Какое строение имеет цветок?

Чем являются тычинки?

Из чего состоит пестик?

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр­на, или пыльца .

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок . Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал - пыльцевход . Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок , состоящий из восьми клеток : по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку . На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка .

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока – «Половое размножение покрытосеменных растений». Подумайте и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока - выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией - половым размножением.

    Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется самоопылением . Так опыля­ются пшеница, рис, горох, фасоль . При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен­ные признаки. Вот почему потомст­во, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похо­же на родительское растение.

А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит перекрёстное опыление . При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материн­ского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родите­лей .

Разберёмся, как пыльца может попасть с тычинки на пестик . Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека .

У водных растений перенос пыльцы осуществляет вода . У некоторых водных растений (элодея, валлиснерия ) пыльца переносится водой. У таких растений оболочка пыльцы содержит много жирных веществ, благодаря которым пыльца плавает, не смачивается водой, не разбухает и не лопается.

Задание. Стр. 135 выделить признаки насекомоопыляемых растений

Стр – 136. Выделить признаки ветроопыляемых растений.

Растения, которые опыляются с помощью насекомых , называются насекомоопыляемыми . Опылителями являются пчёлы, шмели, бабочки, жуки . Насекомые-опылители посещают цветки ради сбора пыльцы и нектара , которые служат для них пищей. У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей . Многие растения имеют ярко окрашенные цветки , которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы. Многие цветки выделяют сахаристую жидкость - нектар . У душистого табака, маттиолы цветки раскрываются в ночное время и издают приятный аромат, который привлекает ночных бабочек. Цветки рябины, наоборот, имеют неприятный запах, но он привлекает мух, которые их и опыляют. Для многих жуков пищей является пыльца , ради сбора которой они и посещают цветки. Перемазавшись в пыльце, они перелетают с одного растения на другое и переносят прилипшие к телу пы­линки на рыльца пестиков соседних цветков.

Растения, у которых опыление происходит с помощью ветра , называются ветроопыляемыми . Они имеют мелкие невзрачные цветки, лишённые нектарников и в большинстве случаев, не имеющих запаха , свисающие пыльники на длинных тычиночных нитях, длинные пестики с широкими рыльцами для улавливания большого количества пыльцы. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве. Многие ветроопыляемые растения (орешник, ольха, берёза ) растут большими скоплениями и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

Человек иногда сознатель­но переносит пыльцу с тычинок одного растения на рыльца пестиков другого растения. Та­кое опыление называют искусственным . Его осуще­ствляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу чистой сухой кисточкой.

Демонстрация растений: определите вид опыления и по каким признакам вы определили.

Процесс оплодотворения - очень важный биологический процесс. Под оплодотворением понимают слияние двух половых клеток - гамет . При половом размножении происходит слияние двух гамет и образуется особая клетка – зигота . Из которой в дальнейшем образуется новый организм . Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота.

При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает и превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку . Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия . Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодо­творение, и образуется зигота .

Второй спермий сливается с централь­ной клеткой и образуется эндосперм , в котором накапливаются запасы питатель­ных веществ. Они необходимы для питания и развития Таким образом, у цвет­ковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а вто­рой спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс от­крыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением . Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний зародыша.

Разберёмся, что же происходит с цветком после двойного оплодотворения . Сначала начинает образовываться эндосперм и в его клетках постепенно накапливаются запасные питательные вещества. После этого начинает делиться зигота . Из зиготы образуется зародыш - зачаток нового организма. Для своего развития он использует питательные вещества, накапливающиеся в клетках эндосперма.

После оплодотворения весь семязачаток разрастается и превращается в семя .

Параллельно с развитием семени завязь преобразуется в зрелый плод .

Стенки завязи образуют стенку плода - околоплодник . Околоплодник защищает семена от неблаго­приятных воздействий.

Если в образовании плода принимают участие только стенки завязи, то такой плод называется истинным (горох, томат ). В образовании плода могут участвовать разросшиеся цветоложе, основания тычинок и лепестков. Такие плоды называются ложными (шиповник, яблоко ).

Внутри плода развиваются семена . Таким образом, плод состоит из околоплодника и семян.

    Закрепление.

Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой.

Одна пчела летит, за ней вторая

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки, щедро опыляя,

Рожь опылят – ведь им не привыкать

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай

Опыли-ка картофель, горошек -

Будет щедрый у нас урожай.

Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетать,

Будем урожая ждать.

Колокольчики мои,

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

А сейчас вопросы от Знайки.

    Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого цвета и желтого?

    Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет?

    Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов, «Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни» подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил?

    Цветок томата еще в бутоне был закрыл марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление?

    Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?

(ответ «нет» - 0 баллов; ответ «да» - 1 балл)

1.Вам было интересно?

2.Вы узнали что-то новое?

3.Был ли доступным изучавшийся материал?

4.Вы его поняли?

Домашнее задание. §24

Кроссворд по теме « Половое размножение»(10-15 слов);

Творческая задача: подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли – в 4 раза дольше; тюльпана – в 50 раз дольше, чем у кукурузы; яблони – в 2 раза дольше, чем у тюльпана; груши – на 10 дней дольше, чем яблони; подсолнечника – на 150 дней дольше, чем у груши; финиковой пальмы – в 10 раз дольше, чему груши.

1. Что такое цветок?

Цветок - видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

2. Какое строение он имеет?

Пестик и тычинки - главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки - это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки - чашелистики - образуют чашечку. Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, - цветоложем.

3. Какое строение имеет тычинка?

Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

4. Какое строение имеет пестик?

Пестик имеет рыльце, столбики и завязь.

5. Что называют соцветием?

Соцветия - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.

6. Какой процесс называют оплодотворением?

Процесс слияния мужской и женской гамет получил название оплодотворение.

Вопросы

1. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, т.к. в завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу, другой соединяется с центральной диплоидной клеткой.

2. Как образуется зародыш растения?

В завязь покрытосеменных растений проникает два спермия. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.

3. В результате какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

Второй спермий сливается со вторичным ядром, располагающимся в центре зародышевого мешка, что приводит к образованию триплоидного ядра у центральной клетки. Она делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ.

4. Из чего развивается семенная кожура?

Семенная кожура семян у цветковых растений образуется из покровов семязачатка.

5. Какие способы опыления вы знаете?

Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца пестиков цветков других растений.

Также в зависимости от того, кто выступает в роли опылителя, различают естественное (в природе) и искусственное опыление. При искусственном опылении в роли опылителя выступает человек. При этом он иногда сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков.

6. С какой целью проводят искусственное опыление?

Искусственное опыление осуществляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений.

Подумайте

Почему перекрёстное опыление распространено в природе значительно шире, чем самоопыление?

При перекрёстном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.

Задания

Проанализировав текст § 24 и рисунок 102, объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна.

Особенности строения оболочки пыльцевого зерна обусловлены способом ее переноса с тычинок на пестики.

У ветроопыляемых растений она сухая, лишена скульптуры, большей частью имеет поры, вырабатывается в большом количестве.

Пыльца насекомоопыляемых растений более крупная или очень мелкая, клейкая, снабжена скульптурой и большим количеством апертур.

Задания

1. Изучите дополнительный текст. Определите, в чём сходство и различие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Сходство: обилие пыльцы в цветке и наличие соцветий (в любом случае это увеличивает шансы опыления).

Признаки, характерные только для насекомоопыляемых растений:

Крупные одиночные цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата.

Крупная, липкая, шероховатая пыльца цветков (хорошо прилипает к мохнатому телу насекомого).

Признаки, характерные только для вертроопыляемых растений:

Не бывает ярких, крупных и душистых цветков. Невзрачные, обычно мелкие цветки, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях.

Очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца (приспособления к опылению ветром).

2. Проведите наблюдение за цветением растений в районе школы. Определите, какие из них являются ветроопыляемыми, какие - насекомоопыляемыми.

Ветроопыляемые: береза, дуб, осина, ольха.

Насекомоопыляемые: клевер, одуванчик, роза, липа, яблоня.

Задания для любознательных

Проанализируйте рисунок 105. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

У низших растений наибольшего развития достигает гаметофит, но по мере усложнения растений происходит подавление гаметофита и преобладающей формой становится спорофит. Наибольшая редукция гаметофита наблюдается у семенных растений. Бросается в глаза, что как среди низших, так и среди высших растений все крупные и сложно устроенные организмы представляют собой спорофиты.

Причины: смена среды обитания на наземно-воздушную, которая менее стабильна. Диплоидные организмы обладают большой устойчивостью. Рецессивные мутации сохраняются в гетерозиготном состоянии.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • вспомнить строение цветка.
  • выяснить способы и значение опыления в жизни растений;
  • изучить особенности полового размножения у цветковых растений;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с половым размножением покрытосеменных растений как важнейшим их свойством.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
  • Коммуникативные УУД : Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Деятельность учащихся:

  • работа с текстом учебника и дополнительной литературой,
  • заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд № 1. Проверка домашнего задания:

Найдите соответствие. Задание № 1

Слайд № 2 Проверка на соответствиие

Слайд № 3

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф урока

“Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.
К.Г. Паустовский

Слайд № 4

“Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других”

Слайд № 5

Объясните значение этих слов.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Слайд № 6

На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу,
На лужайке, на грядке и на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный, земляника садовая,
Черемуха пахучая, роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Груша, плоды дающая.
Собрались не напрасно фотосинтез дающие
И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?

Слайд № 7 Могут ли растения размножаться половым путем?

Слайд № 8 Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд № 9 Тема урока:

Размножение покрытосеменных (цветковых) растений

Слайд № 10 Какие задачи поставим перед собой?

Слайд № 11 Задачи урока

1. Вспомнить строение цветка.

2. выяснить способы и значение опыления в жизни растений;

3. изучить особенности полового размножения у цветковых растений.

3. Этап актуализации и пробного учебного действия

Слайд № 12 В ящике находятся 2 объекта, имеющих отношение к новой теме. Один из них – орган размножения цветковых растений, а другой можно назвать результатом этого процесса. О чем идет речь?

Слайд № 13 Строение цветка

С точки зрения русского языка, тычинка – слово женского рода, а пестик – мужского. А с точки зрения ботаники?

Задание на соответствие

Слайд № 14 Проверка на соответствие

Слайд № 15 Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Слайд № 16

Слайд № 17 Самоопыление происходит при попадании пыльцы на пестик того же цветка, т.е. внутри одного цветка.

Слайд № 18 Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестиков другого цветка.

Слайд № 19 Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

  • 1 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 135
  • 2 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 136

Слайд № 20 Перечисленные признаки

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

12. Растут большими группами.

Слайд № 21

Признаки насекомоопыляемых растений

Ответ: 2,3,4,6,8,10,11

Признаки ветроомоопыляемых растений

Ответ: 1, 4, 5, 7, 9, 12

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

Слайд № 22 Оплодотворение – это процесс слияния гамет

Слайд № 23 Схема Двойное оплодотворение

Оплодотворение

  • Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает в пыльцевую трубку, на конце которой две мужские клетки- спермии.
  • Спермии попадают в завязь пестика. Один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой. Такой вид оплодотворения называется двойным и характерен для всех цветковых растений, кроме орхидей.

Слайд № 24 Этапы полового размножения

1. Образование половых клеток у родителей;

2. Доставка спермиев к яйцеклетке, т.е. опыление;

3. Оплодотворение, или слияние женских и мужских гамет;

4. Образование зиготы;

5. Развитие из зиготы нового, дочернего организма.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Слайд № 25 Задание № 4 Вставьте пропущенные слова

Пыльцевое зерно попадает на.................. и прикрепляется к нему. Зерно набухает и превращается в длинную пыльцевую.......... Пыльцевая трубка прорастает от рыльца..... через.......... и достигает............. Затем через............ она достигает зародышевого мешка. Здесь один из............ сливается с.........., а второй – с.................. .

Слова для справок: рыльце, пестик, трубка, завязь, столбик, спермий, яйцеклетка, пыльцевход, центральная клетка.

Слайд № 26 Проверь себя (задание № 4)

Слайд № 27 Задание на дом:

  • Параграф № 24, составить кроссворд по новым терминам.

Рефлексия

Слайд № 28 Спасибо за внимание!

Слайд № 29 Задачи

  • Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?
  • У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать?
  • Известны случаи, когда цветок дает плод и “без брака”. Чего не бывает в таких плодах?
  • Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было. Почему?

Покрытосеменные или цветковые — самый многочисленный отдел царства растений. Какие растения скрываются под этими терминами? Самое важное — просто и понятно.

235 тысяч видов таких растений распространены по всей планете.

Больше всего представителей этого отдела в тропических лесах.

Цветок – это основной отличительный признак покрытосеменных растений. Он может быть разной формы и вида. Они отвечают за размножение. Именно в цветах происходят важные процессы опыления, оплодотворения, возникновение и рост плода.

Семена цветковых бывают двух видов. Семя с одной долей это признак класса однодольных. Семена с двумя долями образуют класс двудольных.


Семена бывают однодольные и двудольные.

Главные отличия между этими классами:

  • по строению корней (мочковатая корневая система однодольных против стержневой — двудольных);
  • по формированию камбия (у однодольных он не формируется);
  • по строению цветка (простой околоцветник однодольных против двойного у двудольных);
  • по строению зародыша (количество семядолей зародыша положило начало названию класса).

Признаки покрытосеменных растений

Растения имеют общие признаки строения, развития и размножения.


Покрытосеменные растения различаются своим внешним видом.

Самые главные отличительные особенности:

  • разнообразные по строению цветки;
  • есть пестик, который развивается в плод;
  • у пестика есть рыльца, улавливающие пыльцу;
  • семена защищены с помощью плода;
  • растения обладают сосудами (трахеями).

Строение и размножение

Цветковое растение состоит из корня и побега. Побег – это стебель, листья, почки. Из почек вырастают цветы.


Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности.

Процесс полового размножения покрытосеменных растений начинается с опыления.

Пыльца переносится с тычинок на пестик.

Опыление бывает перекрестным и самоопылением. Фиалки и арахис способны опыляться еще в не распущенном цветке одного и того же растения.

Большинство самоопыляющихся цветковых опыляются в пределах одного растения.


Покрытосеменные растения опыляются двумя способами.

Второй вид опыления — перекрестный. Пыльца переносится с тычинок мужских растений на пестики женских. Растения, опыляемые таким способом более жизнеспособны, поскольку происходит обмен генами.


Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления.

Пыльца переносится с помощью насекомых – биотический способ. Ветер и вода также могут стать опылителями. Это называется абиотическим способом опыления.

При искусственном опылении пыльцу переносит человек.

Покрытосеменные отличаются двойным оплодотворением.

Оно состоит из нескольких этапов:

  • клетки пыльцы прикрепляются на рыльце пестика;
  • развиваясь и прорастая, они превращаются в пыльцевую трубку, которая прорастает в завязь;
  • из пыльцевой трубки выделяется спермий и срастается с яйцеклеткой завязи;
  • другой спермий соединяется с ядром центральной клетки зародыша;
  • в результате оплодотворения образуется зигота.

Зигота делится и превращается в зародыш, центральная клетка превращается в эндосперм с запасом питательных веществ.

К завязи притекают питательные вещества, формируется спелый плод. Околоплодник защищает семена.

Для цветковых возможно и вегетативное размножение, то есть с помощью корней, побегов или листьев.

Примеры жизненных форм покрытосеменных растений

Жизненные формы у цветковых разнообразны: однолетние и многолетние травы, кустарники и полукустарники, лианы, деревья, кустарнички и полукустарнички.

Деревья отличаются наличием ствола и высокорослостью.


Жизненные формы у цветковых разнообразны.

У кустарников ствол ярко не выражен и малозаметен среди системы ветвей (примеры: смородина, сирень, акация, малина).

Все они имеют листья, состоящие из листовых пластин. Большая площадь листовых пластин ускоряет все главные процессы растений: фотосинтез, испарение влаги, дыхание. Повышается эффективность этих процессов.

При наступлении неблагоприятных условий (засухи или низких температур) листья опадают. Процесс листопада позволяет сохранить жизнь растению в неблагоприятный период.

Кустарнички отличаются маленькими размерами, встречаются в условиях тундры, на болотах и высоко в горах (примеры: толокнянка, линнея северная, зимолюбка, все болотные ягоды).

Полукустарнички и полукустарники ежегодно обновляют свои побеги (примеры: вероника, лапчатка, тимьян).

Травы, плодоносящие в течение нескольких лет (многолетние), делятся на виды по форме корней:

  • стержнекорневые (бобовые, люцерна);
  • кистекорневые (буквица, подорожник);
  • коротко-корневищные (овсяница, мятлик, полевица тонкая);
  • длиннокорневищные (зубовка, вейник);
  • клубневые (нарциссы, тюльпаны);
  • луковичные (гиацинт, чеснок).

Один раз за жизнь плодоносят травы однолетние (горох, укроп).


Удивительно, но укроп тоже является покрытосеменным растением.

Еще одна группа — водные покрытосеменные. Они бывают: прибрежные, полупогруженные, плавающие и подводные.

Охраняемые виды растений

Несмотря на высокую приспособляемость и широкое распространение, есть виды цветковых растений, нуждающиеся в охране.

В Красную книгу России занесено около 500 видов растений, которые скоро исчезнут. Среди них 23 вида злаков: несколько разновидностей ковыля, мятлик, пырей и др. Дубы, клены и другие деревья тоже нуждаются в защите и охране.


Сейчас разрабатываются новые способы сохранения исчезающих видов растений.

Способов охраны несколько:

  • устройство заказников, заповедников и природоохранных зон;
  • культурное разведение исчезающих видов;
  • ограничение или прекращение заготовки ценных видов растений.

Ботанические парки и дендрарии выполняют не только природоохранную функцию, но и просветительскую. В таких местах можно получить больше информации об охраняемых растениях и разрабатывать новые способы охраны редких и исчезающих видов.

Значение покрытосеменных в природе и жизни человека

Все эти растения играют центральную роль в формировании жизни на земле.

Большинство сельскохозяйственных культур относятся именно к этому отделу.


Цветковые растения используют и в промышленности, и в фармацевтике, в медицине и животноводстве.

Красота цветковых — источник вдохновения для творчества, благоприятное воздействие на нервную систему.

Урок биологии в 6 классе. «___»_______________ 20____ г.

Половое размножение покрытосеменных растений.

/data/files/r1512990596.pptx (размножение)

Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.

Задачи.

Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный.

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли - они везде прелестны,

А в зелени садов - тем более уместны.

О каком объекте живой природы идет речь?

Этот объект - красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Какое строение имеет цветок?

Чем являются тычинки?

Из чего состоит пестик?

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр-на, или пыльца .

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок . Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход . Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок , состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку . На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка .

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока - «Половое размножение покрытосеменных растений». Подумайте и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока - выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией - половым размножением.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение - опыление - оплодотворение - образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии - 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление - это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется самоопылением . Так опыля-ются пшеница, рис, горох, фасоль. При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен-ные признаки. Вот почему потомст-во, образовав%D







2024 © vadimavva.ru.